Как настроить ИТ в большой сети? Как настроить ИТ в большой сети?

Как настроить ИТ в большой сети?

И вновь рассказываем об одном из наших любимых клиентов – крупной косметической компании.

Работа с таким крупным заказчиком потребовала не просто комплексных решений, необходимо было целиком перестроить всю систему взаимодействия между многочисленными филиалами, заново выстроить горизонтальные и вертикальные связи в компании.

Как настроить ИТ в большой сети?

Одним из самых интересных нюансов работы была настройка CMDB.

Что такое CMDB?

CMDB — это база данных управления конфигурацией.

Чем больше компания, тем объёмнее и сложнее её ИТ-инфраструктура. Тем больше усилий отнимает контроль и учёт, потому что в такой компании тысячи единиц оборудования, серверов, облачных хранилищ и так далее.

И информация может потеряться очень легко.

Чтобы обойтись без ошибок и потерь, используют CMDB.

Если говорить совсем простым языком, CMDB позволяет маркировать все элементы ИТ-инфраструктуры и отслеживать параметры конфигурационных единиц и связи между ними. Иными словами, видеть все процессы, которые происходят внутри ИТ-инфраструктуры.

А дальше начинается самое интересное.

Каким образом отследить связи между тысячами компьютеров, облачными хранилищами, локальными серверами и так далее?

Для того, чтобы упростить этот процесс, используют конфигурационные единицы или КЕ.

Что такое КЕ?

Configuration Item или, для удобства использования, снова по-русски – КЕ – конфигурационная единица – это специальный объект системы, являющийся карточкой технического или логического оборудования, подлежащего обслуживанию, перемещению или установке на объекте. Например, КЕ могут быть кассы, каналы интернета, точки доступа и так далее.

Чтобы работать с КЕ, необходимо два условия:

  1. Исполнять соответствующий процесс управления – собственно, именно этот процесс мы и организовали в крупной косметической компании.
  2. Иметь возможность увидеть информацию о КЕ в интерфейсе.

До нашего появления в компании с тысячами сотрудников, единиц техники, филиалами, кассовыми аппаратами, серверами весь контроль и учёт вёлся по старинке. То есть, в Excel. Excel — хорошая программа, но Боливар столько выдержать не может по определению. Да он и не должен!

Поэтому в косметической компании были назначены КЕ и внедрён CMDB.

А дальше была нужна детализация, какими именно КЕ мы управляем.

Есть краткое управление КЕ – если мы случайно узнаём, например, что что-то сломалось или неожиданно появилось в момент создания. И есть расширенное управление КЕ – это когда КЕ имеет тип канала.

Для работы нам пришлось согласовать бизнес-процесс управления КЕ. И чётко указать: в каком случае работает оператор, а в каком всё делается автоматически. Собственно, это и есть управление КЕ или CMDB.

Как отреагировал заказчик и что в итоге получилось?

Разница между файлами отчётности, сделанными в Excel и CMDB, приблизительно как между управлением велосипедом и управлением внедорожником. Внедорожником, правда, управлять сложнее, чем велосипедом.

Поэтому поначалу были обычные опасения новичков. А потом, когда заказчик получил отчётность в формате 5D  и стали видны все проблемные ситуации, стали сокращаться сбои. Было ли это совпадением?

Другим преимуществом CMDB стало то, что мы смогли показать сотрудникам, где их проблемы. Для этого нужно было всего лишь регистрировать информацию. Прозрачность выросла в несколько раз.

Есть такая поговорка «После не означает вследствие». Насколько изменения в качестве в управлении всей ИТ-инфраструктуры явились следствием внедрения CMDB, судить заказчику. Мы просто увидели проблемы и сделали так, что показатели улучшились на 150 %.

Показатели аварийности в филиалах снизились более чем на 20%. При этом, есть участки, которые постоянно подвержены риску — например, кассы выходят из строя довольно часто. Тем не менее, у нас получилось снизить и эти показатели в 3 раза.

Дополнительно мы написали инструкции для заказчика, позволившие ему пользоваться CMDB.

Остаётся добавить, что проект ещё не закончен. Мы продолжаем работать вместе с заказчиком. Его бизнес успешно развивается. Как и ИТ-инфраструктура. Впрочем, мы всегда говорили, что эти процессы идут рука об руку.