История компании Блог компании 5—55. Новости, статьи, аналитика, обучение

История компании

Рассказывать об истории компании можно по-разному.

Например, выстроить временную шкалу и писать так: в 2004 году мы стартовали, через год отгрызли солидный кусок рынка, на котором закрепились и принялись методично сражаться с конкурентами. Дальше мы заметили, что в отечественном рынке ИТ чего-то катастрофически не хватает. И именно это, как выяснилось, мы умеем лучше всех. Мы решительно восполнили пробел, и тут один очень серьёзный дядя увидел, как прекрасно всё работает. После этого мы сделали дяде весь IT, помогли купить новый сервер и поставили крутейший роутер в офисе. Дядя пришёл в восторг и рассказал про нас своим друзьям. Поэтому теперь мы обслуживаем очень серьёзных клиентов. Каких именно, мы сказать не можем, но поверьте…

Вы ещё читаете или уже уснули?

Мы бы точно уснули.

Потому что таких историй в интернете тысячи.

От нас подобной ерунды не ждите.

Всё будет по-другому.

Ведь побеждает тот, кто способен сломать шаблон.

Поэтому для начала надо понять, какой шаблон предстоит ломать.

В 2004 году, когда появилась 5-55, ИТ-сфера в нашей стране была намного меньше, иначе устроена и зиждилась на трёх китах: продажа и установка оборудования, установка необходимого ПО и поддержание оборудования и ПО в стабильном состоянии. Казалось бы, что можно добавить к этой прекрасной тройке?

Зоологию.

Потому что по факту выяснилось, что это не три кита, а лебедь, рак и щука из известной басни Крылова. Или, переходя на более понятный нам всем язык, в 2004 году, когда мы появились на рынке, мало кто в России и СНГ имел представление об ITIL, равно как и о методологии ИТ-услуг и об ITSM (IT Services Management) в целом.

Выяснив сей прискорбный факт, мы собрали под нашей крышей лучших специалистов по ITIL/ITSM в России и – да! Мы стали лидерами нового рынка. Но не сразу. Почти весь 2004 год мы популяризировали наш бизнес, то есть носились как ужаленные по городам и весям и везде, где только возможно, читали лекции, посвящённые ITIL/ITSM.

В итоге нас заметили не только в России и странах ближнего Зарубежья — мы стали первым в России аккредитованным учебным центром по ITIL/ITSM.

И теперь уже каждая приличная компания в стране считала своим долгом отправить своих сотрудников учиться к нам. Вот и получилось, что более 5000 топ-менеджеров прошли обучение у нас.

Надо сказать, что педагогические лавры красиво смотрелись на наших умных лбах. Но этого показалось мало.

Нам интересно работать, мы любим придумывать новое и изобретать велосипед (это главная причина того, что наши велосипеды – самые лучшие).

Поэтому со временем мы добавили к стандартным курсам массу других обучающих программ для руководителей профильных отделов, топ-менеджеров и так далее.

Что это дало нам кроме денег, репутации и глубокого морального удовлетворения?

В первую очередь сразу несколько новых векторов развития.

  1. Мы поняли, как превратить лебедя, рака и щуку в тройку, которая сможет развить приличную скорость.
  2. Мы поняли, как устроены внутренние связи внутри ИТ-инфраструктуры, и каким образом можно рассчитать оптимальное соотношение оборудования, сотрудников и необходимых программ.
  3. Мы поняли, каким образом оптимально использовать все составляющие ИТ: от сотрудников до подрядчиков, от сисадминов в филиалах до сотрудников Service Desk.
  4. Мы научились решать сложные технические задачи, на практике применяя те знания, которые сами же несли в широкие массы. От внедрения ITSM-систем до разворачивания серверных и филиалов.
  5. Мы стали прививать нашей аудитории новое понимание ИТ и его роли для бизнеса в целом. И, в конце концов, нам удалось достучаться до руководителей бизнеса – от исполнительных директоров и HR до СЕО и собственников бизнеса.

Это были «первые ласточки».

Со временем наш теоретический опыт лёг в основу эталонной модели управления ИТ или ЭМИТ. Именно ЭМИТ стал нашим самым главным достижением в организации и управлении бизнеса.

А потом, через пару лет, у нас наступил кризис жанра. С одной стороны, мы успешно сеяли «разумное, доброе, вечное», с другой стороны наши неугомонные инженерно-математические мозги требовали большего.

Говоря проще, когда у тебя дёргается глаз и вокруг всё кипит, жить намного веселее, чем когда ты просто почиваешь на лаврах. Поэтому мы решили, что лучший тренер – играющий тренер, лучший сенсей – тот, кто продолжает выходить на татами.

Так, вторым направлением нашей деятельности, направлением, которое мы развивали с 2006 года, стал ИТ-консалтинг. Иными словами, когда нам заявили: «если вы такие крутые, всех тут учите, подтвердите чемпионский титул – сделайте нам, наконец, нормальный ИТ», мы рассмеялись и ответили: «challenge accepted».

Первым клиентом стала одна из крупнейших телекоммуникационных компаний в стране.

«Только этого мало», как пелось в одной известной песне.

Почему?

Потому что обучение, лекции, тренинги, консалтинг — это увлекательный интеллектуальный труд, состоятельность которого надо постоянно подтверждать практикой.

А практика заключалась в том, что мы…стартовали третье направление деятельности.

ИТ-аутсорсинг.

ИТ-аутсорсинг хорош тем, что на деле подтверждает правильность наших идей и теоретических выкладок. А заодно доказывает, что мы не только теоретики, но и практики.

  • К 2006 году в 5-55 была разработана схема предоставления IT-услуг, названная позже "облачной".
  • В ней ИТ-услуги предоставляются провайдером на собственном оборудовании, и клиенту не приходится ни приобретать и содержать серверную инфраструктуру, ни оплачивать дорогостоящий и непрофильный для него ИТ-персонал (в современной терминологии, эти услуги ближе всего к Private Cloud).
  • Также в 5 – 55 разработана модель IT-as-a-Service (ITaaS), в которой не только предоставление услуг отдаётся компании-аутсорсеру, но ВСЕ аспекты IT вообще сосредотачиваются в руках внешней профессиональной команды.
  • Еще одним успехом 5 – 55 являлась практическая реализация принципа Cloud Company, когда услуги оказываются разбросанными по стране исполнителями, связанными между собой единой информационной системой, без непосредственного присутствия в офисах. С тех пор эта модель развивается в 5—55, а также предлагается её клиентам.

Третье направление привлекло к нам сразу нескольких самых разных крупных клиентов: от больших авиакомпаний и банков до автодилеров и многопрофильных медицинских центров.

А главное — с каждым новым кейсом, с каждой новой разработанной схемой, ЭМИТ - наша Эталонная модель становилась мощнее и разнообразнее, превращаясь из просто оптимальной системы управления ИТ в отдельную философию, которой проникались наши заказчики.

И это до сих пор радует нас больше всего – чем больше сторонников вокруг, тем лучше. Тем больше людей, придерживающихся самой эффективной модели организации ИТ.

А учебная и консалтинговая деятельность постепенно стала частью IT-as-a-Service.

Главным подтверждением правильности выбранного направления, оказался тот факт, что кроме клиентов к нам потянулись коллеги. В 2014-2017 годах к 5 – 55 присоединились еще три крупные аутсорсинговые компании, а их руководители стали нашими соучредителями.

Так мы смогли взяться за более крупные проекты – к 2017 году нашими клиентами стало более 130 крупных компаний. На сегодняшний день эта цифра увеличилась ещё на 25% и продолжает неуклонно расти, несмотря на все вызовы, которыми изобилует наше непростое время.

Сейчас мы работаем в двух направлениях:

  • теоретическом – это развитие и популяризация Эталонной модели ИТ
  • практическом – комплекс услуг, который мы называем IT-as-a-Service

Ну а дальше? – спрашивают нас.

Состоялись, успешны, всё отлично?

Ага.

Только этого нам мало.

Мы намерены развивать еще 3 направления:

  • Учебный центр по ЭМИТ для среднего и малого бизнеса
  • Расширять сотрудничество с конкурентами-аутсорсерами
  • Расширение деятельности Service Desk за рамки ИТ, TMA (Ticket Management Acceleration, Ускорение управления тикетами).

Вот и получается, что основные направления — это наш «двигатель прогресса», то есть,  устойчивый рост компании и более высокая, чем у большинства конкурентов рентабельность.

А новые направления – это, если хотите, наша «прогрессорская» деятельность. Помните, у братьев Стругацких были такие люди, которые занимались развитием и прогрессом?

Вот это мы и есть.

Скромно заметим.

И добавим: в ИТ-компаниях в России работает около 2 млн. человек, и мы в состоянии сделать их жизнь лучше.

Занимайтесь ИТ с нами и без головной боли.